Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Светлоярский д/с №7»
_________________ Белова Л.П.
Пр. №23/1 от «6» июня 2020 года
Программа
группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи
(старший и подготовительный дошкольный возраст)
Светлый Яр
2020г.
1
Содержание
Пояснительная записка
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи логопедической деятельности
1.2. Характеристика контингента воспитанников
1.3. Планируемые результаты освоения
программы
II. Содержательный
раздел
2.1. Содержание логопедической деятельности
2.2.
Формы
и
средства
образовательной деятельности.
2.3.
Совместная
организации
деятельность
учителя
логопеда с
воспитателями группы
2.2. Особенности взаимодействия учителялогопеда с семьями воспитанников
III.Организационный 3.1.Материально-техническое и методическое
раздел
обеспечение программы для осуществления
логопедической деятельности
3.2.Организация предметно - пространственной
развивающей образовательной среды
Список литературы
2
-
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы в логопедической
группе старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста, для детей с
тяжелыми нарушениями речи является программным документом для дошкольного
образовательного учреждения комбинированного вида. Данная программа
составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,
Конвенцией о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания,
защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав
ребенка, Приказом Министерства образования и науки России № 1155 от 17
октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»,
Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных организациях, Положением об организации групп
компенсирующей направленности в ДОУ комбинированного вида, специальной
образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное
обучение и воспитание 5 и 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи», а
также разработками отечественных ученых в области общей и специальной
педагогики и психологии.
Разработанная рабочая программа представляет собой интеграцию примерной
основной образовательной программы дошкольного образования «Основная
общеобразовательная программа МКДОУ Светлоярский д/с№3» и специальной
образовательной программой Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное
обучение и воспитание 5 и 6 – летнего возраста с общим недоразвитием речи». При
написании данной Рабочей Программы был использован опыт работы,
представленный
в
современных
технологиях
и
научно-методических
рекомендациях Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной, Н.В.Нищевой,
Т.А.Ткаченко, С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко, О.С Гомзяк и др. Рабочая
программа предусматривает интеграцию действий всех специалистов дошкольного
образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы
во всех образовательных областях строится с учетом особенностей речевого и
общего развития детей с тяжелой речевой патологией, предполагает комплексное
педагогическое воздействие и направлено на полную коррекцию речевого и
психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного
развития.
Основной целью представленной программы является создание
оптимальных условий для эффективного планирования, организации, управления
коррекционно-логопедическим процессом в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Ведущей задачей
данной
рабочей
программы является языковое,
эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие детей-логопатов и
овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической
системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность
данной группы детей к обучению в общеобразовательной школе, а в дальнейшем, к
жизни в современном обществе.
Для реализации основной цели определены следующие задачи программы:
- своевременное выявление детей с ОНР и определение их особых
образовательных потребностей, обусловленных недостатками в речевом
развитии;
3
- создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР программы и их
интеграции в ДОО;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ОНР с учётом особенностей психического и
(или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с
детьми с ОНР, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для
детей с выраженным нарушением в речевом развитии;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОНР и
формированию здорового образа жизни;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ОНР по медицинским, социальным, правовым и
другим вопросам.
Срок реализации данной программы рассчитан на два года.
Данная рабочая программа учитывает требования к коррекции всех сторон
речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Рабочей программой
предусматривается необходимость охраны и укрепления
физического и
психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого
ребенка, так как логопедическую группу для детей с ОНР посещают дети со
второй и третьей группой здоровья, а также имеющие неврологические нарушения.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными
физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления и
дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы рассчитано
оптимальное сочетание индивидуальной и совместной со взрослым деятельности
детей,
чередование
специально
организованной
образовательной
и
нерегламентированной деятельности, свободное время для игр и отдыха.
Главная идея программы заключается в реализации общеобразовательных
задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания
речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных
принципов Программы является принцип природосообразности.
Программа
учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и
основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития
детской речи в норме.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия
образования индивидуальным и
возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
4
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
из
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и
речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда,
воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания.
Работой в образовательной области «Речевое развитие» руководит учительлогопед, а другие специалисты планируют свою образовательную деятельность в
соответствии с его рекомендациями.
В работе в образовательных областях «Познавательное развитие» и
«Социально-коммуникативное развитие» участвуют воспитатель и учительлогопед. Логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы
работы с учетом особенностей развития детей с ОНР. Воспитатели организуют
работу по формированию у дошкольников целостной картины мира и расширению
кругозора,
координируют
познавательно-исследовательскую
деятельность,
работают над развитием навыков конструирования и математических
представлений, выработкой навыков самообслуживания, культурно-гигиенических
навыков, элементов труда.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» работой
руководят воспитатели и музыкальный руководитель при условии, что другие
специалисты подключаются к их работе.
Работу в образовательной области «Физическая культура» осуществляют
руководитель физического воспитания и воспитатели при обязательном участии
остальных педагогов.
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми
нарушениями речи коррекционное направление работы является ведущим, а
общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и
закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все
специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой,
участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все
специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности
детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и
неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и
зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный
руководитель,
руководитель
физического
воспитания
осуществляют
общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой детского сада,
занимаются
умственным,
нравственным,
эстетическим,
физическим,
патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее
развитие детей имеющими тяжёлые нарушения речи. Программа строится для
детей с ОНР III уровня. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития
речи было сформулировано группой ученых АПН СССР под руководством Р. Е.
Левиной, выделены и описаны категории данной группы детей.
Речевую группу «Общее недоразвитие детей III уровня» составляют дети с
расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой
системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к ее звуковой и смысловой
стороне при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи в чистом
5
виде (без нарушения нервно-психической деятельности) встречается крайне редко.
У основной массы данной группы детей имеются как психоневрологические, так и
соматические проблемы.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на
формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой среды. Связь
между речевым нарушением и другими сторонами психического развития
обусловливает специфические особенности развития мышления.
Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения
мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического
мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом,
сравнением и обобщением.
Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных
умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта. У
детей этой группы отмечаются недостаточная устойчивость внимания,
ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной
логической снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения.
Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие
мелкой моторики в целом. Ребенок с ОНР начинает говорить позднее ровесников,
отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и
фонемообразования. Речевое недоразвитие может быть выражено в разной степени:
от полного отсутствия речи или лепета до развернутого ее состояния, но с
элементами фонетического и лексико - грамматического недоразвития. Общее
недоразвитие речи подразделяется на три уровня:
I уровень
1. Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из
звукоподражаний, лепета и лишь небольшого количества общеупотребительных
слов, значения которых неустойчивы и недифференцированы.
2. Пассивный словарь шире активного, однако, понимание вне ситуации весьма
ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует.
3. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не
сформирована. Дети находятся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой
подготовительной работе: в установлении контакта с ребенком, развитии
зрительного и слухового восприятия и памяти, умения ориентироваться в
пространстве, мелкой моторики рук.
II уровень
Речевые возможности детей значительно возрастают. Общение осуществляется не
только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и
посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонематическом
и грамматическом отношении речевых средств.
6
1. Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов,
но и обогащается некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями.
2. Речь пополняется отдельными формами словоизменения. Наблюдаются попытки
детей изменить имена существительные по родам, числам и падежам, глаголы – по
временам, но это не всегда удается.
3. Дети начинают использовать фразы.
4. Улучшается понимание речи, расширяется активный и пассивный словарь,
возникает осмысление некоторых простых грамматических форм.
5. Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к
овладению звуковым анализом и синтезом.
III уровень
1. На фоне сравнительно развернутой речи отмечаются неточности в употреблении
обиходной лексики. В активном словаре детей преобладают имена
существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки,
состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество
ошибок наблюдается в использовании простых предлогов на фоне отсутствия в
речи их сложных видов.
2. Присутствует недостаточная сформированность грамматических форм языка:
ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов,
ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не
пользуются.
3. В активной речи употребляются преимущественно простые предложения без
второстепенных членов. Имеются большие затруднения в построении
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
4. У большинства детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и
нарушение слоговой структуры слова, что создает большие трудности в овладении
звуковым анализом и синтезом.
5. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается
незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов,
близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.
Планируемые результаты освоения программы
Главной
идеей
рабочей
программы
является
реализация
общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением
синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В
соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования
определяются независимо от характера программы, форм ее реализации,
особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной
оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут
сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры,
7
представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного
пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы
базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются
для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного
образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения
дошкольного образования) в соответствии с данной программой относятся
следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений
ребенка.
- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать
умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи,
составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у
него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что
обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
- Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и
умения в различных видах деятельности.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности,
способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у
ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе,
окружающим, к различным видам деятельности.
- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться
успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается
разрешать конфликты.
- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах
деятельности.
- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к
волевым усилиям.
8
- У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет
управлять ими.
Содержательный раздел программы
Основное содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР III
уровня
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми от 5 до 6 лет с ОНР
III уровня
Период
Основное содержание коррекционно-развивающей работы
I
период
Сентябрь,
октябрь,
ноябрь
Формирование лексико-грамматических средств языка
и развитие связной речи
Формирование понятий о действии и предмете
Закрепление понятия о действии (вопросы: кто? Что? Что делает?)
Имена собственные и их уменьшительные формы
Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительноласкательного значения
Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в
единственном числе.
Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени
Согласование существительного и глагола в числе
Составление 3-словных предложений. Понятие «слово»,
«предложение»
Согласование числительных «один», «одна» с существительными
Составление рассказа по демонстрируемому действию
Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в
единственном числе без предлога и с предлогом У
Пересказ короткого рассказа с использованием фланелеграфа
Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в
единственном числе
Приставочные глаголы
Формирование правильного звукопроизношения
1. Уточнение произношения простых звуков типа: [а], [у], [о], [э],
[и], [м], [мь], [н], [нь], [п.], [пь], [т], [ть], [в], [вь], [ф], [фь], [б], [бь].
2.Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих
звуков: [к], [кь], [г], [гь], [х], [хь], [ль],[j],[ы], [с], [сь], [з], [зь], [р.].
3.Различение на слух гласных и согласных звуков.
9
4.Выделение в слове первого ударного гласного звука.
Анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа.
Приведенные выше задачи решаются на индивидуальных занятиях.
Отработка звуков происходит таким образом, чтобы к моменту
изучения каждого звука на фронтальном занятии (в течение второго
и третьего периодов обучения) все дети умели их правильно
артикулировать, произносить и выделять в лексическом материале.
Лексические темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы и
лесные ягоды», «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Посуда»,
«Домашние животные». «Дикие животные»
II
период
декабрь,
январь,
февраль,
март
Согласование числительных «два», «две» с существительными
Предлог НА
Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в
единственном числе
Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок
Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в
единственном числе
Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок
Предлог ПОД
Дифференциация предлогов НА и ПОД
Падежные конструкции. Предложный падеж существительных с
предлогом
Падежные конструкции. Изменение существительных в
единственном числе по падежам
Предлог В
Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по
цвету? По форме?)
Подбор определений (вопрос: какой по величине?)
Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?)
Подбор нескольких определений к предметам и объектам
10
Предлоги В, НА, ПОД
Лексические темы: «Зима», «Мебель», «Транспорт», «Новогодний
праздник», «Профессии на транспорте», «Профессии в детском
саду», «Профессии», «Профессии. Ателье», «День защитника
Отечества», «Весна», «Комнатные растения», «Рыбы», «Весенние
сельскохозяйственные работы»
III
период
апрель, май
Формирование лексико-грамматических средств языка
и связной речи
Предлоги В, НА, ПОД
Описание примеров и ответов с использованием схем сюжетных
картинок
Согласование прилагательного и существительного в роде
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Распространение предложений путем введения однородных
определений
Предлог К
Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке
Предлоги К, ОТ
Составление рассказа по сюжетной картине
Глаголы-антонимы
Формирование правильного звукопроизношения
1. Усвоение звуков [ы], [и], [л], [с], [ш], [з], [р.] (согласные звуки – в
твердом и мягком варианте, в прямых слогах).
2.Дифференциация звуков по звонкости – глухости [с] - [з], по
признакам твердости – мягкости [л] - [ль], по месту образования [с]
- [ш].
3. Овладение навыками звукового анализа и синтеза прямого и
обратного слога (ат-та), односложных слов типа «суп».
Лексические темы: «Откуда хлеб пришел?», «Почта», «Правила
дорожного движения», «Насекомые», «Лето», «Полевые и луговые
цветы
Основное содержание коррекционно-развивающей работы с детьми от 6 до 7
лет с ОНР III уровня
Период
Основное содержание коррекционно-развивающей работы
11
I
период
Сентябрь,
октябрь,
первая
половина
ноября
Формирование лексико-грамматических средств языка
и развитие связной речи
Падежные конструкции. Именительный падеж множественного
числа существительных.
Работа над фразой. Составление 4-словных предложений с
введением одного определения.
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин.
Приставочные глаголы.
Предлоги В, НА, ПОД
Пересказ рассказа с помощью опорных сигналов.
Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Падежные конструкции. Дательный падеж множественного
числа существительных.
Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с
существительными.
Составление предложений с включением нескольких
определений и объединение их в рассказ
Формирование правильного звукопроизношения
1. Формирование операций звукового анализа и синтеза: при
помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например:
длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих
звуков, громкое подчеркнутое произнесение губных, взрывных
звуков. Подчеркнутая артикуляция выполняет
ориентировочную функцию ребенок, произнося слово, как бы
исследует его состав. Схема звукового состава слова при
проведении звукового анализа заполняется фишками —
заместителями звуков.
2. Усвоение понятий слог, слово, звук, предложение.
3. Дифференцирование звуков по признакам твердости,
звонкости, мягкости, глухости, овладевание навыками деления
слов на слоги.
Лексические темы: «Фрукты», «Овощи», «Сад-огород»,
«Деревья», «Ягоды», «Грибы», «Осень», «Человек»
II
период
вторая
половина
ноября,
Формирование лексико-грамматических средств языка
и развитие связной речи
Предлоги В, ИЗ
Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов
Падежные конструкции. Творительный падеж множественного
12
декабрь,
числа существительных.
январь, февраль Предлоги К, ОТ
Относительные прилагательные
Падежные конструкции. Предложный
числа существительных.
Составление рассказа (с элементами
сюжетных картин.
Согласование
числительного
и
родительном падеже.
Согласование
числительного
и
творительном падеже.
падеж множественного
творчества) по серии
существительного
в
существительного
в
Формирование правильного звукопроизношения
и обучение элементам грамоты
1. Закрепление навыков деления слов на слоги с помощью
наглядно-графических схем (длинная полоска обозначает само
слово, короткие полоски — слоги в нем, круглые фишки
разного цвета: красные, зеленые, синие — звуки).
2. Изучение букв, соответствующих гласным [а], [у],
[0], [и] и согласным звукам [м], [п], [т], [к], [с].
3. Сложение из букв разрезной азбуки слогов типа па, са, му, ту,
а также простых односложных слов типа суп, мак.
4. Обучение в игровой форме придумывать по заданному
количеству хлопков слово, а по заданному слогу целое слово,
добавлять недостающий слог в двух -трехсложное слово,
отбирать картинки, в названии которых имеется 1—3 слога. По
мере знакомства с буквами они записываются в схему слова.
Лексические темы: «Игрушки», «Посуда», «Продукты
питания», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Зима»,
«Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние
животные», «Домашние птицы», «Перелетные птицы»
III
период
март, апрель,
май
Формирование лексико-грамматических средств языка
и связной речи
Согласование числительного и существительного в
творительном падеже.
Согласование числительного и существительного в предложном
падеже.
13
Составление рассказа (с элементами творчества) по серии
сюжетных картин.
Падежные конструкции. Родительный падеж множественного
числа существительных.
Притяжательные прилагательные.
Предлог С /СО
Обучение самостоятельной постановке вопросов
Родственные слова
Предлог ИЗ-ПОД.
Предлог ИЗ-ЗА.
Предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА.
Приставочные глаголы
Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом
А.
Работа над фразой. Сложноподчиненное предложение с союзом
ПОТОМУ ЧТО.
Согласование числительного, прилагательного и
существительного
Несклоняемые существительные
Предлог НАД
Формирование правильного звукопроизношения
и обучение элементам грамоты
1. Расширение объема изучаемых звуков: [с]— [ш],
[р]— [л], [с], [з], [ц], [ч], [ш] и букв.
2. Проведение анализа и синтеза: односложных слов со
стечением согласных типа стол, шарф; двухсложных слов со
стечением согласных в середине слова (кошка), в начале
(стакан); трехсложных слов типа панама, капуста, стаканы.
3. Нахождение пропущенных букв в напечатанных карточках.
4. Чтение слогов в лентах-полосках, составление из этих слогов
слова, слитное их чтение с объяснением смысла прочитанного.
5. Преобразование слогов в слово: ко — шко — школа.
Лексические темы: «Весна», «Мебель», «Транспорт»,
«Профессии», «Инструменты», «Зоопарк», «Рыбы», «Цветы»,
«Лето», «Насекомые», «Школьные принадлежности»
Нормативный срок освоения программы - два года.
14
Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в
зависимости от периода обучения. И предусматривает проведение следующих
видов организованной учебной деятельности.
В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ:
Для старшей подгруппы группы:
- формирование лексико-грамматических представлений и развитию связной речи
(2 занятия в неделю, всего 22занятия).
- формирование звуковой культуры речи (1 занятие в неделю, всего 10 занятий);
Для подготовительной подгруппы:
- формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи
(2 занятия в неделю, всего 34 занятия (проводятся со второй недели сентября);
- формирование звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте (2
занятия в неделю, всего 22 занятия (проводятся со второй недели сентября)
ВО ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ ПЕРИОДАХ ОБУЧЕНИЯ:
Для старшей подгруппы:
- формирование лексико-грамматических представлений и развитию связной речи
(2 занятия в неделю, всего 24занятий в каждом периоде)
- формирование звуковой культуры речи (1 занятия в неделю, всего по12 занятий в
каждом периоде).
Для подготовительной группы:
- формирование лексико-грамматических представлений и развитию связной речи
(2 занятия в неделю, 22-24 занятия в каждом периоде);
- формирование звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте (2
занятия в неделю, всего 22 – 24 занятия в каждом периоде).
Продолжительность подгрупповых занятий:
в старшей подгруппе составляет не более 20 – 25 минут,
в подготовительной группе — не более 25-30 минут, перерыв между занятиями —
10минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности
речевого
нарушения,
возрастом
и
индивидуальными
психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных
занятий 15 – 20 минут
15
Формы и средства организации образовательной деятельности.
Учитель-логопед:
фронтальные (подгрупповые) логопедические компоненты непосредственно
образовательной деятельности,
индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
индивидуальные, подгрупповые занятия по заданию учителя-логопеда с
применением дидактических игр и упражнений на развитие всех
компонентов речи;
экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель:
музыкально-ритмические игры;
упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
игры-драматизации.
Специалист по ФИЗО:
игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и
фонационного выдоха;
подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление
навыков правильного произношения звуков;
игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
В программе выделены следующие разделы.
Старшая подгруппа (дети от 5 до 6 лет).
Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
Формирование фонетической стороны речи и развитие фонематического
слуха.
Подготовительная подгруппа (дети от 6 до 7 лет).
Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.
16
При отборе программного материала учитывается структура речевого дефекта
детей.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно
произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных
занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и
отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи
– на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных
укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие
фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса,
отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения
выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в
соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным
перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном
использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в
период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов
изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и
детализируются в зависимости от состояния строения и функции
артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность
позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее
благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом
особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к
различным фонетическим группам;
звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во
времени;
окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе
дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается
таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению
словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения
и способствовал развитию связной речи.
Система общедидактических и специфических принципов в работе с
детьми с речевыми нарушениями.
Успешность
коррекционно-развивающей
реализацией следующих принципов.
деятельности
обеспечивается
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих
задач.
17
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь
актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза
развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной
реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи
коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех
уровней:
коррекционного
(исправление
отклонений,
нарушений
развития,
разрешение трудностей);
профилактического;
развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания
развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психологопедагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное
диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение
целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом
осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического
строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением,
динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет
внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции:
симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на
преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает
устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При
несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать
каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционноразвивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и
создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка,
психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об
уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
18
6. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении,
так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их
числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в
последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой
коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения
(поведенческий тренинг).
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе
с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных
занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности
ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и
взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления
коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее
успешности.
Важным условием
результативности организации
обучающей
и
развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться
насколько последовательно реализуются дидактические принципы.
1. Развитие динамичности восприятия.
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется
через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение
упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные
признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов
выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
2. Продуктивность обработки информации.
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся
полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых
педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм
самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность
самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
3. Развитие и коррекция высших психических функций.
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на
несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по
коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях
коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
19
4. Обеспечение мотивации к учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что
ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
5. Концентрический.
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую
систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя
постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической,
синтаксической, морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают
возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач
и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет
позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего
недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов
разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре и др.
Совместная деятельность учителя - логопеда с
воспитателями группы
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной
работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия
воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении
основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно
добиться
необходимой
коррекционной
направленности
образовательновоспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного
маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной
адаптации детей.
Основными задачами
воспитателя являются.
1.
2.
3.
4.
совместной
коррекционной
работы
логопеда
и
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Формирование правильного произношения.
Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко
определены и разграничены
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
20
Задачи, стоящие перед учителемлогопедом
Задачи, стоящие перед
воспитателем
1. Создание условий для проявления
речевой активности и
подражательности, преодоления
речевого негативизма
1. Создание обстановки
эмоционального благополучия детей
в группе
2. Обследование речи детей,
психических процессов, связанных с
речью, двигательных навыков
2. Обследование общего развития
детей, состояния их знаний и навыков
по программе предшествующей
возрастной группы
3. Заполнение речевой карты,
изучение результатов обследования и
определение уровня речевого
развития ребенка
3. Заполнение протокола
обследования, изучение результатов
его с целью перспективного
планирования коррекционной работы
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психологопедагогической характеристики группы в целом
5. Развитие слухового внимания
детей и сознательного восприятия
речи
5. Воспитание общего и речевого
поведения детей, включая работу по
развитию слухового внимания
6. Развитие зрительной, слуховой,
вербальной памяти
6. Расширение кругозора детей
7. Активизация словарного запаса,
формирование обобщающих понятий
7. Уточнение имеющегося словаря
детей, расширение пассивного
словарного запаса, его активизация
по лексико-тематическим циклам
8. Обучение детей процессам анализа,
синтеза, сравнения предметов по их
составным частям, признакам,
действиям
8. Развитие представлений детей о
времени и пространстве, форме,
величине и цвете предметов
(сенсорное воспитание детей)
21
9. Развитие подвижности речевого
аппарата, речевого дыхания и на этой
основе работа по коррекции
звукопроизношения
9. Развитие общей, мелкой и
артикуляционной моторики детей
10. Развитие фонематического
восприятия детей
10. Подготовка детей к предстоящему
логопедическому занятию, включая
выполнение заданий и рекомендаций
логопеда
11. Обучение детей процессам звукослогового анализа и синтеза слов,
анализа предложений
11. Закрепление речевых навыков,
усвоенных детьми на логопедических
занятиях
12. Развитие восприятия ритмикослоговой структуры слова
12. Развитие памяти детей путем
заучивания речевого материала
разного вида
13. Формирование навыков
словообразования и словоизменения
13. Закрепление навыков
словообразования в различных играх
и в повседневной жизни
14. Формирование предложений
разных типов в речи детей по
моделям, демонстрации действий,
вопросам, по картине и по ситуации
14. Контроль за речью детей по
рекомендации логопеда, тактичное
исправление ошибок
15. Подготовка к овладению, а затем
и овладение диалогической формой
общения
15. Развитие диалогической речи
детей через использование
подвижных, речевых, настольнопечатных игр, сюжетно-ролевых и
игр-драматизаций, театрализованной
деятельности детей, поручений в
соответствии с уровнем развития
детей
22
16. Развитие умения объединять
предложения в короткий рассказ,
составлять рассказы-описания,
рассказы по картинкам, сериям
картинок, пересказы на основе
материала занятий воспитателя для
закрепления его работы
16. Формирование навыка
составления короткого рассказа,
предваряя логопедическую работу в
этом направлении
Требования речевого режима для детей с ОНР
Воспитатель не должен:
1. Торопить ребенка с ответом.
2. Перебивать речь и грубо одергивать ребенка; он должен тактично дать ребенку
образец правильной речи.
3. Заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у
него звуками.
4. Давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
5. Выпускать на сцену (утренник) ребенка с неправильной речью.
Воспитателю необходимо:
1. Постоянно следить за речью детей
2.Воспитывать у них критическое отношение к своей речи.
3. Если звуки у ребенка поставлены, необходимо требовать от него только
правильных ответов, добиваться правильной артикуляции.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется
все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в
семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия,
имитирующие
домашние,
к
образовательно-воспитательному
процессу
привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной
деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах,
вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают
над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для
родителей проводятся тематические родительские собрания, семинары, мастерклассы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в
каждой группе ДОУ.
В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются
привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему
23
методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной
форме и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях.
Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы
для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в
речевом, так и в общем развитии.
Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в
какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во
что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику
возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром,
найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут
предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут
пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и
рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком
предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его
речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом
успешного обучения ребенка в школе. Задания в тетрадях должны быть подобраны
логопедом в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада
лексическими темами и требованиями программы.
Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться
создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и
умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Родители должны стимулировать
познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации. Работа
с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее
знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в
школе.
На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой
возрастной группы родителей должен нацеливать логопед на своих
консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Советы логопеда».
24
Материально-техническое оснащение кабинета логопеда
- Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы,
стеллажи для оборудования.
- Зеркала: настенное большое зеркало, индивидуальные зеркала по количеству детей.
- Доска магнитная.
- Компьютер, принтер.
- Зонды логопедические; одноразовые шпатели; средства для санитарной обработки
инструментов.
- Игрушки.
Дидактические материалы для обследования и коррекционной
работы
25
- Пособия и материалы для обследования речи детей.
- Альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры
слов.
- Наборы наглядно-графической символики.
- Пособия по развитию словарного запаса по темам: обобщающие понятия, предмет и
части, части тела человека и животных, слова-действия, признаки предметов, словаантонимы, слова с переносным значением и т.п.
- Пособия по развитию: грамматического строя речи; связной речи; оптикопространственных ориентировок.
- Пособия по развитию графомоторных навыков.
- Пособия по развитию мелкой моторики рук.
- Пособия для развития мышления, внимания, памяти, сенсорного восприятия.
- Дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука, схемы
слов, контурные, силуэтные, объемные и другие изображения букв, в том числе со
смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради,
прописи и т.п.
Логопедическая документация:
- Индивидуальные речевые карты.
- Тетради для индивидуальных логопедических занятий.
- Календарное планирование работы логопеда.
- Тетрадь взаимодействия с воспитателями.
- Отчет логопеда о проделанной работе за год.
Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете
логопеда:
В соответствии с основными коррекционными направлениями в работе и
принципами построения окружающей среды, а также в соответствии с реализуемой
программой учреждения, пространство логопедического кабинета условно
разделено на блоки:
диагностический блок;
организационно - планирующий блок;
корекционно - развивающий блок;
информационный блок;
научно - методический блок.
26
Диагностический блок
Диагностический блок содержит материалы для логопедического обследования
детей с двух лет.
Организационно планирующий блок
Организационно - планирующий блок содержит перечень логопедической
документации.
Коррекционно - развивающий блок
Коррекционно - развивающий блок условно разделён на центры, в каждом из
которых подобран иллюстративный материал, игры и пособия, стимулирующие
речевое развитие.
Центр развития артикуляционной моторики
Центр развития артикуляционной моторики
содержит наборы предметных
картинок и игр для развития и сопровождения артикуляционной гимнастики, а
также игрушку – Бегемотик (с подвижным язычком) и непосредственно сам
Послушный язычок (сшитый в форме варежки). Для проведения артикуляционной
гимнастики с нагрузкой используются шпатели, бусинки на веревочке, чайные
ложки. Для массажа имеются зондовые наборы Микляевой, Новиковой, Крупенчук,
зонды Томилиной, а также вибромассажеры: Слоник, Крокодильчик,
вибромассажер со сменными насадками; лицевой валик Ляпко, чудо-варежка,
кушетка с разными по величине подушечками. Для самомассажа при постановке
звука Р применяются индивидуальные соски. Кроме того в центре развития
артикуляционной моторики есть постановочные зонды, ватные палочки, спирт,
зубочистки, песочные часы (на 3 и 5 минут), разнообразные зондозаменители.
Коробок с «волшебными палочками» - механическое подспорье при межзубном
сигматизме. Для проведения массажа имеется кушетка.
Центр нормализации дыхания и голоса
Включает в себя дыхательные тренажёры, вертушки, султанчики, мыльные пузыри,
разнообразные свистки, музыкальные инструменты, соломинки, аэробол, носовая
флейта, Зажим для носа (при утечки воздуха), картотеку дыхательных упражнений,
микрофон т.д.
Центр развития фонематического слуха
Включает пособия для различения неречевых звуков: музыкальные и звучащие
игрушки, шумовые коробочки, материал для различения речевых звуков.
27
Центр развития мелкой моторики
Включает в себя разнообразные конструкторы, шнуровки, мозаики, пирамидки,
матрёшки, мелкие игрушки, коврики с пуговицами, прищепки, бигуди, шарики Суджок, пружинки, детские эспандеры, поролоновые мячики, теннисные шарики,
попрыгунчики, резиночки, орехи, зубные щетки, разнообразные стопоры, пробки,
решетки, винтики, катушки, коврики Травка и т.д.
Для подготовки руки к письму используются специальные насадки на ручки
(Рыбки), тренажеры для письма с сенсорными дорожками.
Центр коррекции нарушений звукопроизносительной стороны речи
Подобрана литература, картинный материал, картотеки на автоматизацию и
дифференциацию звуков в словах, слогах, текстах, лото, игры и упражнения.
Центр формирования грамматического строя речи
Подобраны пособия и игры на словоизменение и словообразование, на предложнопадежные
конструкции, пособия для формирования фразы. Материал
систематизирован в зависимости от уровня речевого развития. В отдельных папках
находится материал на определенную грамматическую категорию.
- картинки, лото, дидактические игры для образования множественного числа
существительных;
существительных
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами,
для
согласования
существительных
с
местоимениями,
числительными, прилагательными, глаголами и т.д.
- пособия, для работы над предложением или словом.
Центр формирования лексической стороны речи
В центре формирования лексической стороны речи подобраны предметные
картинки на разные лексические темы; картинки для формирования и расширения
определений, предметного и глагольного словаря и т.д.
- папки с предметными и сюжетными картинками по всем лексическим темам
(игрушки, времена года, одежда и т.д.);
- альбомы: «Наш город», «Наши защитники», «Люди разных профессий» и т.д.;
- дидактические и развивающие игры, помогающие расширить и активизировать
словарь детей с ОНР.
Центр развития связной речи
Включает игры и пособия, формирующие у детей умение строить собственное
высказывание, наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных
видов рассказов, схемы для составления описательных и сравнительных рассказов;
28
картотека текстов для пересказов. Разные виды театров (пальчиковый, театр
картинок, теневой, настольный, магнитный).
Центр формирования слоговой структуры слова
Центр формирования слоговой структуры слова содержит наборы предметных
картинок, картотека "Типы слоговой структуры слова" , игры на каждый тип
слоговой структуры. Подобран речевой материал для работы с детьми разного
возраста и уровня речевого развития.
Центр развития фонематического анализа и синтеза, обучения грамоте
В отдельных тарелочках предусмотрен раздаточный материал для работы с
предложением, словом, слогами, звуками (символы); а также касса букв.
Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях).
Карточки-слова с пропущенными буквами, слогами. Занимательный материал для
обучения чтению (ребусы, кроссворды и др.) Имеется много игр как на работу со
звуками, так и на работу с буквами, папки и пособия на все звуки, разрезные
азбуки; звуковые линейки для определения позиции звука в слове; дидактические
игры на звуковой анализ слов: «Определи место звука в слове», «Цепочка слов»,
«Звуковые часы», «Найди пару», «Составь схему слова», «Глухой и звонкий»,
«Твёрдый и мягкий» и т.д.
Информационный блок
Находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкойраскладушкой, в которой располагается сменная информация по различным видам
нарушений речи, занимательным упражнениям и другим необходимым
рекомендациям логопеда; раздаточным материалом (памятки, буклеты)
Научно - методический блок
Собрана методическая литература и программно - методическое обеспечение НОД.
Список литературы:
- Филичева Т.Б, Туманова Т.В, Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с ОНР: Программно-методические рекомендации - М.: Дрофа –
2009.
- Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста. - М.: Айрис – Пресс. - 2007.
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Фронтальные
логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012.
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные
логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по
29
лексическо-семантическим темам: Осень, Зима, Весна, Лето, Человек. – М.: Гном и Д. 2008.
- Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ФФН - М.: Гном и Д. - 2007.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий: первый и второй год обучения. М.: Творческий центр «Сфера». - 2010.
-Кузнецова Е.В, Тихонова Н.А. Ступеньки к школе. Обучение детей грамоте с
нарушениями речи:.Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера. - 2001.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6, 6-7 лет: Конспекты фронтальных занятий.
Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей, подготовительной группе. /
Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у
дошкольников» - М.: Издательство Гном . - 2011.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо - М, Просвещение. - 1986.
- Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. - М.: Просвещение. - 1988.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 4-5, 6-7 лет с ОНР. М.:ТЦ Сфера. - 2008.
- Громова О.Е, Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи
детей 4-5 лет. / Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера. - 2009.
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий в
старшей и подготовительной логопедической группе. – М.: Гном и Д. - 2008.
- Филичева Т.Б, Туманова Т.В. Дети с ФФН. Воспитание и обучение. - М.: Гном и Д. 2000.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
- Нищева Н. В. Мой букварь.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1.—
СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №2.—
СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
- Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №3.—
СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. Часть 1.СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. Часть 2.СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
30
31