Целевой раздел
Пояснительная записка
Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Светлоярский детский сад № 7»
Светлоярского муниципального района Волгоградской области (далее – Образовательная
Программа МБДОУ № 7) состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми.
Объем обязательной части образовательной программы соответствует Федеральной
образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 25.11.2022 № 1028, (далее – ФОП ДО) и составляет
не менее 60% от общего объема. Объем части, формируемой участниками
образовательных отношений не более 40%.
Часть Образовательной Программы МБДОУ № 7,
формируемая участниками
образовательных отношений, направлена на развитие детей в одной или нескольких
образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках. Эта часть
предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными
особенностями родного края и территориального места проживания воспитанников.
Основной целью работы является формирование целостных представлений у детей о
малой Родине, через решение следующих задач:
-приобщение к истории возникновения родного края;
-формирование представлений о достопримечательностях родного края, его символах;
-воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;
-формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру
ремесел, знакомство со знаменитыми людьми;
-формирование представлений о живой и неживой природе, о Красной книге региона;
-ознакомление историей и достопримечательностями родного поселка.
Часть программы МБДОУ № 7, формируемая участниками образовательных отношений,
учитывает современную социально - культурную ситуацию развития ребенка, сложность
которой выражается в следующем:
-открытость окружающего мира и доступность его познания для ребенка, больше
источников информации (телевидение, интернет, большое количество игр и игрушек);
-культурная неустойчивость окружающего мира, смешение культур в совокупности с
явлением в образовательном учреждении двуязычия;
-понимание ребенком важности и неважности (второстепенности) информации, отбор
содержания дошкольного образования, усиление роли взрослого в защите ребенка от
негативного воздействия излишних источников познания;
-роль инклюзивного образования, влияние на формирование у детей норм поведения,
положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ).
Цели и задачи реализации Образовательной Программы, принципы и подходы к
формированию, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
представлены в целевом разделе ФОП ДО,Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного воспитания, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155(
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019г. № 3).
Цели Образовательной Программы МБДОУ № 7 соответствуют п.14.1 ФОП ДО; задачи
п.14.2 ФОП ДО; базируется на принципах и подходах п.1.2 ФГОС ДО. Характеристики
особенностей развития детей младенческого возраста соответствуют представленным в
п.15.1 ФОП ДО; раннего возраста п.15.2 ФОП ДО и дошкольного возраста п.15.3 ФОП
ДО. Планируемые результаты реализации Программы МБДОУ № 7 соответствуют п.15.4
ФОП ДО.
Планируемые результаты освоения Программы МБДОУ № 7
Планируемые результаты Образовательной Программы МБДОУ № 7 формируемой
участниками образовательных отношений, представлены в виде целевых долгосрочных
ориентиров в каждой парциальной образовательной программе. Также к каждой
парциальной образовательной программе прилагается карта наблюдения развития детей с
критериями отслеживания динамики развития ребенка.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
Цели педагогической диагностики, особенности проведения педагогической диагностики
определяются требованиями п. 3.23, п. 4.3 ФГОС ДО, п.16 целевого раздела ФОП ДО.
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на
изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она
позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе
полученных
данных
индивидуальные
образовательные
маршруты
освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных
результатов обусловлена следующими требованиями:
-планируемые результаты освоения
образовательной программы дошкольного
образования заданы как целевые ориентиры дошкольного образования и представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на разных этапах дошкольного детства;
-целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки
соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
детей;
- освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации воспитанников.
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку
индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется
эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
исключительно для решения следующих образовательных задач:
использоваться
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ДОО.
Оптимальным является ее проведение на начальном этапе освоения ребенком
образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную
группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его
возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении
диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка
в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить
индивидуальную динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в
произвольной форме на основе мало формализованных диагностических методов:
наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности
(рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных
диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать специальные
методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического развития.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для
наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как
обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного
детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением
ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской,
изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных
процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и
других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления
ребенком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений,
фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому
подобное.
Наблюдая за поведением ребенка, педагог обращает внимание на частоту проявления
каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности.
Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя.
Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и
ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении
субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает
самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения может являться
карта развития ребенка. Педагог может составить ее самостоятельно, отразив показатели
возрастного развития ребенка и критерии их оценивания. Фиксация данных наблюдения
позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребенка на
определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность
с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что
позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения
материалов портфолио ребенка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по
лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные
характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной
деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой
деятельностью).
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС,
мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, составляет
индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы,
осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин
возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят
квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в
психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных
представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для
решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической
помощи.
Диагностика достижения планируемых результатов МБДОУ № 7, в части формируемой
участниками образовательных отношений, проводится по утвержденным требованиям:
1.Цель педагогической диагностики: оценка индивидуального развития ребенка.
2.Периодичность проведения: стартовая - на этапе поступления ребенка в возрастную
группу и финальная – на этапе освоения программы возрастной группы.
3.Методы диагностики:
-наблюдение за индивидуальным поведением ребенка в различных видах детской
деятельности, в режимных процессах на выявление практических навыков;
-анализ детских работ изобразительной конструктивной деятельности индивидуальные
беседы и разговоры на этические темы, выявление коммуникативных предпочтений
ребенка;
-создание проблемных ситуаций на выявление уровня навыков коммуникативных, социализации ребенка в детском сообществе.
практических,
Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в МБДОУ № 7 – личностное развитие каждого ребенка с учетом
его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского
народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в МБДОУ № 7:
1) содействовать развитию личности, основанному
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
на
принятых
в
обществе
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей.
Направления воспитания.
1. Патриотическое направление воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у
ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и
творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности – Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него
нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране – России,
своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский
патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма
наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду,
семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие
(предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи,
малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее,
уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные
каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка,
опрятности и аккуратности, а в дальнейшем – на развитие всего своего населенного
пункта, района, края, Отчизны в целом).
2. Духовно–нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно–нравственного направления воспитания – формирование способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуальноответственному поведению.
2) Ценности – жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно–нравственного
направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой
сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности,
содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.
3. Социальное направление воспитания.
1) Цель социального направления воспитания – формирование ценностного отношения
детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с
другими людьми.
2) Ценности – семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам,
нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей.
Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению
невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется
личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком
моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов,
способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в
своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное
нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом
поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка
культурного поведения.
4. Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.
2) Ценность – познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все
стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования
умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребенка.
Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в
содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и
деформирует личностное развитие ребенка.
4) Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное
отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
5. Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания – формирование ценностного
отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими
навыками и правилами безопасности.
2) Ценности – жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и
укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как
основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и
социального благополучия человека.
6. Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового воспитания – формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение ребенка к труду.
2) Ценность – труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку
привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и
нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям.
Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны
труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует
формированию ответственности за свои действия.
7. Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребенка
ценностного отношения к красоте.
2) Ценности – культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания
и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и
развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющих внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее,
обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и
удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют
воспитанию художественного вкуса.
Целевые ориентиры воспитания.
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития
ребенка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как
обобщенные «портреты» ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС дошкольного образования оценка результатов воспитательной
работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной
программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе
в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление
воспитания
Ценности
Целевые ориентиры
Патриотическое
Родина, природа
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
Духовнонравственное
Жизнь,
милосердие,
добро
Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Способный к самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.
Познавательное
Познание
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья – физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм, стремление к
личной и командной победе, нравственные и
волевые качества.
Трудовое
Труд
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых действиях. Стремящийся к
результативности, самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в
игровой и других видах деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд,
детский дизайн и другое).
Эстетическое
Культура и
красота
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности
(изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной, словесно-речевой,
театрализованной и другое).
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения ООП ДО.
Направления
воспитания
Ценности
Целевые ориентиры
Патриотическое
Родина, природа
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране – России,
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Духовно–
нравственное
Жизнь,
милосердие,
добро
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому
горю, проявлять заботу; Самостоятельно
различающий основные отрицательные и
положительные человеческие качества, иногда
прибегая к помощи взрослого в ситуациях
морального выбора.
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
на основе общих интересов и дел.
Познавательное
Познание
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении, в
том числе творческом.
Проявляющий активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной, игровой,
коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей.
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья –
занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены
и безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья
и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм, стремление к
личной и командной победе, нравственные и
волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах
спорта и активного отдыха.
Трудовое
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Эстетическое
Культура и
красота
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
Содержательный раздел
Уклад образовательной организации
Образовательная Программа МБДОУ № 7 раскрывает особенности уклада дошкольной
образовательной организации, как ее необходимого фундамента и основы, инструмента
воспитания, уклад организуется в соответствии с п. 29.31 Федеральной программы
воспитания,
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни МБДОУ
№ 7, определяет
мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности
детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного
образования. Это необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных
отношений: заведующего, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала,
воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социально-культурного
окружения МБДОУ № 7.
Основные характеристики МБДОУ № 7
Цель и смысл деятельности
детского сада, его миссия
Реализация Программы в соответствии с целями, задачами
и принципами законодательства РФ в сфере образования
Принципы жизни и
воспитания в детском саду
Принципы жизни и воспитания строятся в соответствии с
локальными нормативными актами МБДОУ № 7 и
законодательством Российской Федерации
Отношения к воспитанникам,
их родителям (законным
представителям),
сотрудникам и партнерам
Культура поведения воспитателя – основополагающая
часть
уклада.
Педагог всегда выходит навстречу родителям и
приветствует
родителей
и
детей
первым.
Улыбка
–
обязательная
часть
приветствия.
Педагог описывает события и ситуации, но не дает им
оценки.
Тон общения ровный и дружелюбный, исключается
повышение
голоса.
Придерживается внешнего вида, соответствующего
общепринятому деловому стилю.
Ключевые правила детского
сада
Относится друг к другу с уважением, уметь слышать и
уважать потребности других.
Традиции и ритуалы, особые
нормы этикета в детском
саду, особенности ППРС,
отражающие ценности ДОУ
Традиционным является проведение:
общественно–политических праздников «День Победы»,
«День защитника Отечества», «День Сталиградской
битвы», «Международный женский день», «День
народного
единства»,
«День
России»,
«День
Космонавтики»;
сезонных праздников «Праздник осени», «Новый год»,
«Летняя спартакиада», «Зимние забавы»;
тематических мероприятий «День Здоровья», «День
Внешняя социальная и
культурная среда ДОУ
футбола», «Неделя безопасности» «День детской книги»,
«Театральная неделя», «День музыки»;
социальных и экологических акций «Открытка для
ветерана», «Бессмертный полк», «Чистые дорожки»,
«Кормушка для птиц», «Дошколята-эколята».
Сотрудничает с социальными партнерами Отдела
молодежи, культуры, спорта и туризма Администрации
муниципального
района:
участниками
народных,
спортивных, государственных праздничных мероприятий
являются дети, педагоги и семьи воспитанников: «День
Победы», «Масленица», «День района», «Кросс Нации».
Воспитывающая среда образовательной организации.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды в рамках
содержания Образовательной Программы МБДОУ № 7 организуется в соответствии с п.
29.3.6 ФОП ДО.
В укладе МБДОУ № 7 заложены ценности и смыслы, в совокупности представляющие
собой условия пространства, в рамках которого протекает процесс воспитания. Это
пространство называется воспитывающей средой. Все участники воспитательного
процесса (педагоги, воспитанники и их родители) задействованы в создании и насыщении
воспитывающей среды, через участие в тематических выставках, оформление интерьера
работами детского творчества, привлечение воспитанников к изготовлению поделок
ручного труда.
Условия предметно-пространственной среды представляет собой воспитательный
потенциал воспитывающей среды: наглядный и раздаточный материал - предметы,
игрушки, картины и картинки, электронные средства обучения, альбомы, книги,
предназначенные для использования в совместной и самостоятельной деятельности.
Воспитывающая среда детского сада является условием для формирования:
-эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям,
себе;
- для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с
традиционными ценностями российского общества;
- для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в
разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая разновозрастное детское
сообщество.
Воспитывающая среда приобщает детей к общепринятым государственным ценностям.
Родина и природа – знаки и символы государства, региона, родного поселка «Уголок
патриотического воспитания»; наглядность и игровой материал, отражающие
региональные и социокультурные условия, экологичность и безопасность природы,
уголок родной природы «Эколята – дошколята», материалы проекта «Водная карта
Волгоградской области».
Человек, семья, дружба – все виды игр, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, играмдраматизациям, практический материал для совместной детской деятельности и общения;
выставки работ семейного творчества, фотографий «Моя семья», «Семейный отдых»,
атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Познание – развивающие игры, предметы, альбомы, материалы для проведения опытов и
экспериментов (живой и неживой природы), сенсорные игры, конструкторы.
Труд – атрибуты, обеспечивающие ребенку возможность посильного труда (дежурство,
трудовые поручения) а также предметы, наглядности отражающие ценности труда в
жизни человека и государства.
Жизнь и здоровье – «Спортивный уголок группы» с атрибутами к подвижным играм и
упражнениям для укрепления здоровья, наглядный материал, дидактические игры о
правильном питании, наглядный материал раскрывающий смысл здорового образа жизни,
физической культуры и спорта.
Культура и красота – настольно-печатные игры, картины, игрушки, атрибуты к
народным подвижным играм, элементы русского народного костюма, для знакомства с
особенностями традиций многонационального российского народа.
Воспитательная и образовательная среда МБДОУ № 7 тесно связана с организацией
предметно-пространственной развивающей среды возрастной группы и дошкольного
учреждения.
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленных в 5 образовательных областях
Задачи и содержание образования (обучения и воспитания)
по образовательным областям.
Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной
деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного
возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического, физического развития).
Задачи и содержание образовательной деятельности по возрастам, а также задачи
воспитания и формируемые ценности для каждой образовательной деятельности
соответствуют пунктам 18 – 22 содержательного раздела ФОП ДО.
Образовательная Программа МБДОУ № 7 определяет содержательные линии
образовательной деятельности, реализуемые учреждением по основным направлениям
развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического, физического развития) согласно п.18-22 ФОП ДО
В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание
образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной
группе детей в возрасте от двух месяцев до семи - восьми лет. Представлены задачи
воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа,
формирование у них ценностного отношения к окружающему миру.
Задачи воспитания в образовательных областях
Соотношение образовательных областей и направлений воспитания
Образовательная
область
Социально коммуникативное
Познавательное
развитие
Направления
воспитания
Патриотическое
Духовнонравственное
Социальное
Трудовое
Познавательное
Патриотическое
Ценности
Родина, природа, семья, человек, жизнь,
милосердие, добро, дружба, сотрудничество,
труд
Задачи:
- воспитание к своей семье, своему населенному
пункту, родному краю, своей стране;
-уважительного отношения к ровесникам,
родителям, соседям, к людям вне зависимости
от их этнической принадлежности;
-ценностного отношения к культурному
наследию своего народа, к нравственным и
культурным традициям России;
-содействие становлению целостной картины
мира, основанной на представлениях о добре и
зле, прекрасном и безобразном, правдивом и
ложном;
- воспитание социальных чувств и навыков:
способности к сопереживанию, общительности,
дружелюбия, сотрудничества, умения
соблюдать правила, активной личной позиции; создание условий для возникновения у ребенка
нравственного, социально значимого поступка,
приобретения ребенком опыта милосердия и
заботы;
-поддержка трудового усилия, привычки к
доступному ребенку напряжению физических,
умственных и нравственных сил для решения
трудовой задачи;
-формирование способности бережного и
уважительного отношения к результатам своего
труда и труда других людей.
Человек, семья, познание, Родина, природа
Задачи:
-воспитание отношения к знанию как
ценности, понимание значения образования
для человека, общества, страны;
-приобщение к отечественным традициям и
праздникам, к истории и достижениям родной
страны, к культурному наследию народов
России;
-воспитание уважения к людям –
представителям разных народов России
независимо от их этнической принадлежности;
-воспитание уважительного отношения к
государственным символам страны (флагу,
гербу, гимну);
- воспитание бережного и ответственного
отношения к природе родного края, родной
страны, приобретение первого опыта действий
по сохранению природы.
Речевое развитие
Социальное
Эстетическое
Культура, красота
Задачи:
-владение формами речевого этикета,
отражающими принятые в обществе правила и
нормы культурного поведения;
-воспитание отношения к родному языку как
ценности, умения чувствовать красоту языка,
стремления говорить красиво (на правильном,
богатом, образном языке).
Художественноэстетическое
развитие
Эстетическое
Культура, красота, человек, здоровье
Задачи:
- воспитание эстетических чувств (удивления,
радости, восхищения, любви) к различным
объектам и явлениям окружающего мира
(природного, бытового, социокультурного), к
произведениям разных видов, жанров и стилей
искусства (в соответствии с возрастными
особенностями);
-приобщение к традициям и великому
культурному наследию российского народа,
шедеврам мировой художественной культуры
с целью раскрытия ценностей «Красота»,
«Природа», «Культура»;
-становление эстетического, эмоциональноценностного отношения к окружающему миру
для гармонизации внешнего мира и
внутреннего мира ребенка;
-формирование целостной картины мира на
основе интеграции интеллектуального и
эмоционально-образного способов его
освоения детьми;
- создание условий для выявления, развития и
реализации творческого потенциала каждого
ребенка с учетом его индивидуальности,
поддержка его готовности к творческой
самореализации и сотворчеству с другими
людьми (детьми и взрослыми).
Физическое
развитие
Физическое и
оздоровительное
Жизнь, здоровье
Задачи:
-формирование у ребенка возрастосообразных
представлений о жизни, здоровье и
физической культуре;
-становление эмоционально–ценностного
отношения к здоровому образу жизни,
интереса к физическим упражнениям,
подвижным играм, закаливанию организма, к
овладению гигиеническими нормами и
правилами;
-воспитание активности, самостоятельности,
уверенности, нравственных и волевых качеств.
Содержательные линии образовательной деятельности по основным направлениям
развития дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического, физического развития) реализуемые МБДОУ № 7
определяются следующими разделами ФОП ДО по образовательным областям:
1. «Социально-коммуникативное развитие »: 18.1 развитие детей от 2месяцев до 1 года;
18.2 развитие детей от 1года до 2 лет; 18.4 развитие детей 3 - 4 года; 18.5 развитие детей
4-5 лет; 18.6 – развитие 5-6 лет, 18.6 развитие детей 6-7 лет.
2. «Познавательное развитие»: 19.1 развитие детей от 2 месяцев до 1 года; 19.2 от 1 года
до 2 лет; 19.3развитие развитие детей от 2 до 3 лет; 19.4 от 3 до 4 лет; 19.5 от 4 до 5 лет;
19.6 от 5 до 6 лет;
19.7 развитие детей от2 месяцев до 1 года; 20.2 развитие детей от 1
года до 2 лет; 20.3 развитие от 2 до 3 лет; 20.4 развитие детей от 3до 4 лет; 20.5 развитие
от 4 до 5 лет; 20.6 развитие от 5 до 6 лет; 20.7 развитие детей от 6 до 7 лет.
4.Физическое развитие: 22.1 развитие от 2 месяцев до 1 года, 22.2 от 1 до 2 лет; 22.3 от 2
до 3 лет; 22.4 от 3 до 4 лет; 22.5 развитие от 4 до 5 лет; 22.6 от 5до 6лет; 22.7 от 6до 7 лет.
5. Художественно-эстетическое развитие: 21.1 развитие от 2 месяцев до 1 года; 21.2
развитие от 1года до 2 лет; 21.3 от 2 до 3 лет; 21.4 развитие от 3 до 4 лет, 21.5 развитие от
4 до 5 лет; 21 6 развитие от 5 до 6 лет; 21.7 развитие от 6 до 7 лет.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Образовательная Программа МБДОУ № 7 реализуется по основной форме, согласно
п.23.1 и 23.2, ФОП ДО,
23.5. Согласно ФГОС ДО, педагоги используют
различные формы реализации
программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями
детей:
1) в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год): непосредственное эмоциональное общение
со взрослым; двигательная деятельность (пространственно-предметные перемещения,
хватание, ползание, ходьба, тактильно-двигательные игры); предметно-манипулятивная
деятельность (орудийные и соотносящие действия с предметами); речевая (слушание и
понимание речи взрослого, гуление, лепет и первые слова); элементарная музыкальная
деятельность (слушание музыки, танцевальные движения на основе подражания,
музыкальные игры);
2) в раннем возрасте (1 год - 3 года): предметная деятельность (орудийно-предметные
действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и другие); ситуативно-деловое общение со взрослым и
эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная
деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные
игры); игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с
дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание
стихов, активная
речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и
конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и
элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы
из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство,
музыкально-ритмические движения).
3) в дошкольном возрасте (3 года - 8 лет):
-игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская,
строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другие);
-общение
со
взрослым
(ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное,
внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативноделовое);
-речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и
монологическая речь);
-познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная
деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по
образцу, условию и замыслу ребенка;
-двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные
упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие);
-элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд,
труд в природе, ручной труд);
-музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
23.6. Для достижения задач воспитания в ходе реализации Федеральной программы
педагог может использовать следующие методы:
организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам
общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);
осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы,
разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические
беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример);
мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры,
соревнования, проектные методы).
23.6.1. При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы
(словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер
познавательной деятельности детей:
1) при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется информация,
организуются действия ребенка с объектом изучения (распознающее наблюдение,
рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных
презентаций, рассказы педагога или детей, чтение);
2) репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения
представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на
основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или
предметно-схематическую модель);
3) метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие
пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений;
4) при применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная задача
делится на части - проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение
представлений в новых условиях);
5) исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций,
ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты,
экспериментирование). Для решения задач воспитания и обучения широко применяется
метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности,
познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков
сотрудничества и другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о
своих возможностях, умениях, потребностях.
23.6.2. Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагог учитывает
возрастные и личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода,
условия его применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные
результаты. Для решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать
комплекс методов.
23.7. При реализации Федеральной программы педагог может использовать различные
средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:
-демонстрационные и раздаточные;
-визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
-естественные и искусственные;
-реальные и виртуальные.
23.8. Средства, указанные в пункте 20.7 Федеральной программы, используются для
развития следующих видов деятельности детей:
двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с
мячом и другое);
предметной (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое);
игровой (игры, игрушки, игровое оборудование и другое);
коммуникативной (дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и другое);
познавательно-исследовательской и экспериментирования (натуральные предметы и
оборудование для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты,
плакаты, модели, схемы и другое);
чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги,
иллюстративный материал);
трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и
конструирования);
музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое).
23.9. ДОО самостоятельно определяет средства воспитания и обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Федеральной
программы.
23.10. Вариативность форм, методов и средств реализации Федеральной программы
зависит не только от учета возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и
особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий,
желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции
ребенка в образовательном процессе.
23.11. При выборе форм, методов, средств реализации Федеральной программы педагог
учитывает субъектные проявления ребенка в деятельности: интерес к миру и культуре;
избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности;
инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в
выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и
создании продуктов деятельности.
23.12. Выбор педагогом педагогически обоснованных форм, методов, средств реализации
Федеральной программы, адекватных образовательным потребностям и предпочтениям
детей, их соотношение и интеграция при решении задач воспитания и обучения
обеспечивает их вариативность.
Образовательная Программа МБДОУ № 7 реализуется по основной форме обучения, на
основе способов, методов и средств ее реализации,
с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов.
Взаимодействие взрослых с детьми
Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой
организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению Образовательной
Программы МБДОУ № 7, в рамках которой возможно решение конкретных задач
воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка в МБДОУ №7 .
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях
в МБДОУ №7 относятся:
-ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
-социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление
рассказов из личного опыта;
-чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами,
сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
-разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды–инсценировки;
-рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов,
презентаций, мультфильмов;
-организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских
поделок и тому подобное);
-экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение
спектаклей, выставок;
-игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
-демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала,
поощряющий взгляд).
Общности образовательной организации
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на
разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих цели
совместной деятельности.
Образовательная Программа МБДОУ
№ 7 определяет из состава участников
образовательного процесса следующие общности: педагог – дети, родители (законные
представители – ребенок (дети), педагог – родители в соответствии с п. 29.3.3 ФОП ДО.
Основные ценности и цели
профессионального сообщества, профессионально-родительского сообщества и
детско-взрослой общности:
-быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
-побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
-поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри
группы сверстников принимала общественную направленность;
-заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
-содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к
заболевшему товарищу;
-воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников
(организованность,
общительность,
отзывчивость,
щедрость,
доброжелательность);
- насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
-воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Особенность организации всех общностей в процессе воспитания детей в МБДОУ № 7
состоит в том, что профессионально-родительская общность включает работников
дошкольного учреждения и родителей воспитанников, которых связывают не только
общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Основной ролью в процессе воспитания детей является объединение общих усилий и
выработка единых требований к воспитанию ребенка в семье и в детском саду. Без
совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей
ребенка,
невозможно дальнейшего его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Субъектом воспитания и развития детей дошкольного возраста является детско-взрослая
общность. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам,
которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и
становятся его собственными.
Включаясь в отношения со старшими, ребенок, помимо подражания, приобретает опыт
послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям.
Общение с младшими дает возможность ребенку стать авторитетом и образцом для
подражания, и приобрести пространство для воспитания заботы и ответственности.
Формы совместной деятельности с семьей в образовательной организации.
Особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится
на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного
окружения детского сада.
Виды по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей),
используемые в МБДОУ № 7 в процессе воспитательного процесса
Формы работы с семьей
1.Совет родителей дошкольного учреждения, участвующий в решении вопросов
воспитания и социализации детей.
2.Семейные клубы в рамках родительского сообщества одной возрастной группы,
участвуя в которых родители могут получать рекомендации от профессионального
педагога-психолога, педагогов, общественных деятелей, социальных работников и
обмениваться собственным опытом в пространстве воспитания детей дошкольного
возраста.
3. Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем
воспитания детей дошкольного возраста.
4.Родительские форумы в социальных сетях, посвященные обсуждению интересующих
родителей вопросов воспитания.
5.Виртуальные консультации педагогов, специалистов по индивидуальным и групповым
запросам родителей.
6.Реализация совместных проектов по вопросам воспитания и социализации ребенка.
7.Взаимодействие в рамках консультационного центра с родителями детей, в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится
на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного
окружения детского сада.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей
(законных представителей), используемые в МБДОУ № 7 в процессе воспитательной
работы:
- родительское собрание;
-родительские конференции;
-круглые столы;
-мастер-классы;
-родительские чаты и форумы.
События образовательной организации.
Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность
взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или
иной ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и
спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи
детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому
педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым
ребенком.
События в МБДОУ № 7 проводятся в следующих формах:
-разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детсковзрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
-проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов
России;
-создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из
соседнего детского сада и т. д.).
Социальное партнерство.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
-участие представителей организаций–партнеров в проведении отдельных мероприятий
(дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные
мероприятия и тому подобное);
-участие представителей организаций–партнеров в проведении занятий в рамках
дополнительного образования;
-проведение на базе организаций–партнеров различных мероприятий, событий и акций
воспитательной направленности;
-реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с
организациями–партнерами.
Содержание коррекционной деятельности в воспитании детей с ОВЗ
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в
развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в
целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об
окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия,
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Организационный раздел
Условия реализации Программы
Психолого-педагогические условия решения задач воспитательной работы в рамках
реализации Программы
1.Взаимодействие и общение между взрослыми и детьми, которое облегчает детям
духовно-нравственное развитие и способствует:
-развитию их интересов и возможностей;
-формированию и поддержке положительной самооценки, уверенности в собственных
способностях и возможностях;
-поддержке инициативы и самостоятельности в специфических для дошкольного возраста
видах деятельности;
-развитию социальных чувств, поддержке положительного, доброжелательного
отношения друг к другу и конструктивного взаимодействия в разных видах деятельности
2.Создание насыщенной эмоциональными стимулами социокультурной среды, которая
соответствует
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей.
3.Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетентности
родителей.
4.Использование различных форм организации образовательного процесса, в том числе
его воспитательной составляющей: игра, наблюдение, экспериментирование, реализация
проектов, экскурсия, создание
моделей объектов и ситуаций, чтение, решение
ситуативных задач, коллекционирование, мастерская с элементами арт-технологий,
инсценирование и драматизация.
Среди психолого-педагогических условий особое внимание уделяется формам и методам
работы с детьми в рамках воспитательной работы. Они должны соответствовать
возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, не ускорять и не замедлять
искусственно их развитие.
Чтобы педагоги могли эффективно решать воспитательные задачи, необходимо
предусмотреть разные виды образовательной деятельности: игровую, трудовую,
поисково-исследовательскую и познавательную деятельности, наблюдения, создания
моделей объектов и ситуаций. Также воспитательная работа должна включать экскурсии,
беседы, ознакомление детей с праздниками, чтение познавательной и художественной
литературы, рассматривание иллюстраций к детским художественным произведениям,
обсуждения, инсценирования
и драматизации фрагментов народных сказок,
экспериментирование, конструирование, решение ситуативных задач, проектную
деятельность.
К средствам реализации программы воспитания также относятся:
-мультимедийные средства и средства ИКТ;
-полифункциональные предметы,
атрибуты,
элементы
декораций,
костюмов
и аксессуаров, которые помогут детям создать «волшебный мир» в сюжетно-ролевой
и режиссерской играх;
-наглядные средства: схемы, чертежи, логические таблицы;
-информационные материалы, которые выходят за рамки непосредственного опыта
дошкольников: детские энциклопедии, познавательные программы и детские передачи.
Выбор форм, методов и средств обучения зависит от выбранной темы, поставленной цели,
задач воспитания и обучения воспитанников, с учетом индивидуальных особенностей
возрастной группы детей. Традиционные методы обучения (словесные, наглядные,
практические) дополняются современными методами познавательной активности
воспитанника (проблемные ситуации, демонстрация компьютерных презентаций,
выполнение творческих заданий, проектирование, экспериментирование).
Широкое применение имеют такие формы, приемы и методы обучения, как проектная
деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащение игры
детей
в
детских центрах активности,
проблемно-обогащающие ситуации,
исследовательская деятельность (опыты, эксперименты, длительное наблюдение за
развитием события (природы, предмета, явления).
Наиболее используемым является игровой метод обучения и воспитания ребенка, включая
в образовательный процесс различные виды игр, также используя игру как форму
проведения совместной деятельности, например: «Квест», «Геокешинг» - игра (поиск) по
маршруту или карте по сказке с известными героями, «Лепбук» - совместная деятельность
как итог проекта или тематической недели.
Условием и средством обучения и воспитания может выступать развивающая среда, для
самостоятельной деятельности детей: сюжетно-ролевые игры, режиссерские, с правилами,
самостоятельная изобразительная и исследовательская деятельность.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Образовательная деятельность разных видов и культурные практики, способы и
направления поддержки детской инициативы в рамках реализации Образовательной
Программы МБДОУ № 7 организуются в соответствии с п. 24 ФОП ДО.
Образовательная деятельность в МБДОУ № 7 включает:
-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности;
-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
-самостоятельную деятельность детей;
-взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы
Ведущую роль в педагогическом процессе воспитатели отводят игре, которая выступает
как метод, прием обучения, средство саморазвития ребенка и форма организации детей.
Игра выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую,
воспитательную, социально - культурную, коммуникативную, эмоциогенную,
развлекательную, диагностическую, психотерапевтическую.
Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:
-создание ситуации (игровая, проблемная ситуация)
- игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная)
- игровое упражнение (как часть методы обучения –игры, на закрепление навыков)
- эвристический метод – метод открытий (сюрпризный момент, постановка проблемы)
- проведение опыта (включение детей в практическую деятельность)
- экспериментирование (установление причинно-следственных связей)
- проблемно-поисковые методы (проблемные ситуации, вопросы)
Парциальные программы
Содержание вариативной части Образовательной Программы МБДОУ №7 основывается
на содержании парциальных
программ по развитию игровой, продуктивной и
познавательно-исследовательской деятельности детей.
1.Парциальная программа
Н.Я.Михайленко.
по
развитию
игровой
деятельности.
Н.А.Короткова,
2.Парциальная программа по развитию продуктивной деятельности «Цветные ладошки»
И.А. Лыкова.
3.Парциальная программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности
«Наш дом – Природа» Н.А.Рыжова.
Возрастные особенности детей представлены в соответствующих разделах парциальных
программ. Индивидуальные особенности воспитанников, специфика их образовательных
потребностей и интересов осуществляется посредством использования педагогической
диагностики в разделе программы. Уровень развития сюжетной игры оценивается в
соответствии с нормативными критериями творческой инициативы; продуктивные виды
деятельности – инициативы как целеполагание и волевое усилие; познавательноисследовательская деятельность – познавательная инициатива. Игра с правилами, как и
другие виды культурной деятельности детей, подразумевающие взаимодействие,
оцениваются в соответствии с нормативными критериями коммуникативной инициативы.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
В соответствии с п. 16.1 Образовательная Программа МБДОУ № 7 предполагает
использование педагогической диагностики с целями, определяемыми п. 16.4
(индивидуализация образования и оптимизация работы с группой детей).
Используются «Диагностические карты наблюдений детского развития» по возрастным
группам
в
разделах:
«Игровая деятельность»,
«Художественно-эстетическая
деятельность», «Познавательная деятельность».
Обоснование использования педагогической диагностики:
«Карта развития детей от 3 до 7 лет», на основе работы Н.А.Коротковой, П.Г. Нежнова.
Цель: определить индивидуально-групповую картину развития детей в соответствии с
общепринятыми возрастными нормами развития для своевременной
построения образовательного процесса в группе детского сада.
коррекции
Внедрение парциальных программ:
1.Программа «Я люблю Россию!» Н.В.Нищева, Ю.А. Кириллова, Санкт-Петербург,
Детство-Пресс 2023. Планируемые результаты освоения программы Образовательная
область «Социально-коммуникативное развитие».
2. Программа «Развитие через движение: формирование двигательных способностей детей
3-7 лет» О.Б. Соковиков Л.А.Новикова, Москва, Варсон 2022. Планируемые результаты
освоения программы «Физическое развитие»
1.2 Организация предметно-пространственной среды по группам МБДОУ №7
Насыщение группового пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО и
направлениями развития дошкольников, включает определённые центры развития. Вся
организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка.
Выделяют следующие сектора для разного вида активности:
- активный
- спокойный
- рабочий.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
-центр игры
-центр двигательной деятельности
-центр конструирования
-центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
-центр книги
-центр отдыха
-центр природы
Рабочий сектор:
В рабочем секторе, который занимает 25% всей группы, располагается зона учебной
деятельности с учетом санитарно-эпидемиологических требований к освещению и
размещению оборудования для организации совместной деятельности воспитателя с
детьми и фронтальных занятий. В рабочей зоне организуется режимный момент по
приему пищи, требования к параметрам размера и расстановке мебели, к нормативам
размера экрана электронных средств обучения соответствует санитарным правилам и
нормам СанПин 1.2.3685-21.
В рабочем секторе также располагаются центры развития:
-центр познавательной и исследовательской деятельности
-центр продуктивной и творческой деятельности
-центр правильной речи и моторики.
Каждый центр развития группы обеспечивает деятельный подход, удовлетворение
интересов и комфортность детей, способствует развитию коммуникативных навыков.
1.3 Кадровое обеспечение
Реализация Программы МБДОУ № обеспечивается квалифицированными педагогами,
наименование должностей которых
соответствует номенклатуре должностей
педагогических работников
и
руководителей
образовательных организаций.
Необходимым условием является непрерывное сопровождение Федеральной программы
педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее
реализации в ДОО или в дошкольной группе.
В целях эффективной реализации Программы созданы условия для профессионального
развития педагогических и руководящих кадров, в том числе реализации права педагогов
на получение дополнительного профессионального образования не реже одного раза в три
года.
Реализация Программы МБДОУ № 7 обеспечивается руководящими, педагогическими,
учебно-вспомогательными,
административнохозяйственными
работниками
образовательной организации, а также медицинскими и иными работниками,
выполняющими вспомогательные функции. МБДОУ №7 самостоятельно устанавливает
штатное расписание, осуществляет прием на работу работников, заключение с ними и
расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание
условий и организацию методического и психологического сопровождения педагогов.
Руководитель организации вправе заключать договора гражданско-правового характера и
совершать иные действия в рамках своих полномочий.
1.4 Материально-техническое обеспечение
В МБДОУ № 7 созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность
достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы, выполнение
требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов,
содержащихся в СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21.
Требования к материально-техническим условиям:
-к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
-оборудованию и содержанию территории;
-помещениям, их оборудованию и содержанию;
-естественному и искусственному освещению помещений;
-отоплению и вентиляции;
-водоснабжению и канализации;
-организации питания;
-медицинскому обеспечению;
-приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
-организации режима дня;
-организации физического воспитания;
- к личной гигиене персонала.
Условия требующие выполнение требований пожарной безопасности и электрической
безопасности.
Условия выполнения требований по охране здоровья воспитанников и персонала, и
охране труда работников МБДОУ № 7.
Условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с
ОВЗ, в том числе детей-инвалидов к объектам инфраструктуры, создании материальнотехнических условий для детей с ОВЗ учитывая особенности их физического и
психического развития.
МБДОУ № 7 оснащено полным набором оборудования для различных видов детской
деятельности в помещении и на участке, игровыми и физкультурными площадками,
озелененной территорией.
МБДОУ
№ 7 имеет необходимое оснащение и оборудование для всех видов
воспитательной и образовательной деятельности воспитанников (в том числе детей с ОВЗ
и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности:
- помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру,
общение, познавательно–исследовательскую деятельность и другие формы активности
ребенка с участием взрослых и других детей;
- оснащение РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного
возраста, содержания ФОП ДО;
- мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь
для художественного, театрального, музыкального творчества, музыкальные
инструменты;
- административные помещения, методический кабинет, кабинет учителя-логопеда;
- помещения, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психологического
здоровья, в том числе медицинский кабинет;
- оформленная территория и оборудованные участки для прогулки воспитанников.
Планирование образовательной деятельности
Достигать результатов в реализации Образовательной Программы МБДОУ № 7 позволяет
планирование: перспективное и текущее планирование
Планирование образовательной деятельности в МБДОУ № 7 обеспечивает:
- интеграцию образовательных областей;
- разнообразие форм организации образовательной деятельности;
- сочетание образовательной деятельности с воспитательной работой;
- включение детей в разные виды детской деятельности;
-соблюдение требований к психолого-педагогическим,
условиям реализации образовательной программы.
санитарно-гигиеническим
Результатом планирования образовательной деятельности является план, включающий
формы, методы, средства, позволяющие решить те или иные образовательные задачи за
определенный временной отрезок.
К тактическим планам МБДОУ № 7 относятся перспективные Тематические планы,
разработанные на месяц или квартал, для планирования деятельности педагогических
работников из числа: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и
воспитатели. Тематические планы определяют деятельность педагога с детьми в
соответствии с определенными темами, событиями воспитательных мероприятий.
Оперативные планы, к которым относятся календарные планы, определяют текущую
деятельность педагогических работников, включая воспитателей. Данный вид планов
определяет работу на достаточно короткий срок: от одного дня до одной-двух недель.
Структура календарного плана педагогов утверждена МБДОУ № 7.
Для реализации Образовательной Программы МБДОУ №7,успешного достижения задач
взаимодействия педагогического коллектива с семьями, принятия участия родителей в
образовательном процессе, составляется План взаимодействия с родителями.
Приемы, методы и способы взаимодействия с родителями МБДОУ № 7
1.Формировать систему "Мы", объединение с родителями в интересах развития ребенка.
Важно не подчеркивать различия, а искать точки соприкосновения и единомыслия.
2. Активизировать творческие процессы, которые способствуют развитию личности,
открывают потенциал конструктивного взаимодействия (творческие мастерские,
родительские клубы, объединения по интересам).
3. Предлагать детям совместную деятельность с родителями, направленную на общение, а
не на создание трудоемких, сложных продуктов.
4. Записывать короткие, эмоционально выразительные тематические ролики, в том числе с
участием детей, направленные на повышение уровня компетентности их родителей;
информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое
здоровье ребенка и другое.
5. Организовывать практические мероприятия, направленные на формирование навыков
воспитания и регуляции поведения детей. Обсуждать в клубной или тренинговой форме
типичные трудности, возникающие в воспитании, причины нарушения поведения детей
дошкольного возраста.
6. Активизировать и обогащать воспитательные навыки родителей. Выделять
родительские успехи, конкретные показатели воспитательного прогресса, повышать
мотивацию совместной деятельности с детьми.
7.Использовать техники активного слушания, которые являются универсальными
стратегиями эффективного общения. Активное слушание направлено на понимание,
подтверждение и принятие слов партнера по общению, тем самым партнеру подается
надежный сигнал признания важности его слов и его авторитета.
8. Использовать техники Я-высказывания (сообщения от первого лица), которые
позволяют обозначить собственный взгляд на ситуацию, не оказывая давления на
партнера по общению.
8. Определять потребности, которые мотивируют поведение партнера по общению в
данной конкретной (возможно конфликтной) ситуации.
9. Переключать собеседника на информационные сообщения. Обсуждение конкретной
информации позволяет снизить напряженность ситуации, переключиться от
эмоционального общения на деловое.
10. Формулировать правила общения с родителями. Предложите родителям совместно с
детьми составить кодекс общения или правила взаимодействия в группе: пусть они
совместно озвучат свои "Хорошо" и "Плохо".
11. Уметь выдержать паузу, прежде чем высказывать свое мнение. Часто необходимо
небольшое дополнительное время, чтобы обдумать вопрос или чуть больше мысленно
проанализировать ситуацию.
12. Переключать на отдаленные перспективы, уметь представить позитивный образ
будущего.
Режим и распорядок дня в МБДОУ № 7
Режим дня предусматривает рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в
соответствии с физиологическими обоснованиями, обеспечивает хорошее самочувствие и
активность ребенка, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.
Режим и распорядок дня устанавливаются с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21,
условий реализации Программы потребностей участников образовательных отношений.
Основными компонентами режима являются: сон, пребывание на открытом воздухе
(прогулка), образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному
выбору (самостоятельная деятельность), прием пищи, личная гигиена. Содержание и
длительность каждого компонента, а также их роль в определенные возрастные периоды
закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности.
Дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны, у них
постепенно вырабатываются определенные биоритмы, система условных рефлексов, что
помогает организму ребенка физиологически переключаться между теми или иными
видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи,
прогулке, занятиям, отдыху. Нарушение режима отрицательно сказывается на нервной
системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают
капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
При организации режима предусматривается оптимальное чередование самостоятельной
детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и
индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребенка в течение дня,
обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки. Время образовательной
деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее
насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью
детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в
чередовании с музыкальной и физической активностью.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей
дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны
соответствовать требованиям, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20.
Утверждено:
заведующей МБДОУ
_______ Белова.Л.П
Пр. № 15/1 от 01.09.2023г.
Режим дня муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Светлоярский детский сад № 7»
Светлоярского муниципального района Волгоградской области
1.Режим дня предусматривает рациональное чередование отрезков сна и
бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями,
обеспечивает хорошее самочувствие и активность ребенка, предупреждает
утомляемость и перевозбуждение.
2.Режим дня составлен с учетом требований СанПин 1.2.3685-21, условий
реализации Образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения, разработанной на основе ФОП ДО (федеральная
образовательная программа дошкольного образования, от25.11.2022, № 1028)
3.Основными компонентами режима дошкольного образовательного
учреждения являются: сон, игровая деятельность, самостоятельная
деятельность, прием пищи, личная гигиена.
4.При организации режима предусматривается оптимальное чередование
самостоятельной деятельности и организованных форм работы с детьми,
достаточной двигательной активности ребенка в течение дня.
5.Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для
детей дошкольного возраста, условия организации образовательного
процесса соответствуют требованиям, предусмотренным СанПин 1.2.368521 и СП 2.4.3648-20.
При температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 7
метров в секунду продолжительность прогулки для детей до 7 лет
сокращается.
Режим дня в группах дошкольного возраста
Содержание
3-4 года
4-5 лет
Прием детей, термометрия,
игры
Утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, 1-й
завтрак
Занятия (включая
гимнастику – 2 минуты),
перерыв между занятий 10
минут
7.008.00
8.00-8.10
8.30-9.00
7.00-8.00
7.00-8.00
7.00-8.00
8.00-8.10
8.30-9.00
8.00-8.10
8.30-9.00
8.00-8.10
8.30-9.00
9.00-9.15
9.25-9.40
9.00-9.20
9.30-9.50
9.00-9.25
9.35-10.00
10.1010.35
2-й завтрак
10.0010.15
10.1512.00
10.0010.15
10.0512.15
10.0010.15
10.3512.30
9.00-9.30
9.4010.10
10.2010.50
10.0010.15
10.5012.40
12.0012.30
12.3015.30
12.1512.45
12.4515.30
15.3016.00
16.0016.30
16.3017.30
17.30
15-3016.00
16.0016.30
16.3017.30
17.30
Подготовка к прогулке,
прогулка, возвращение с
прогулки
Обед
Подготовка ко сну, сон,
постепенный подъем,
оздоровительные,
гигиенические процедуры
Полдник
Игры, самостоятельная
деятельность детей
Подготовка к прогулке,
прогулка
Уход детей домой
5-6 лет
12.3013.00
13.0015.05
15.3016.00
16.0016.30
16.3017.30
17.30
6-7 лет
12.4013.00
13.0015.30
15.3016.00
16.0016.30
16.3017.30
17.30
Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год
Время
проведения
Мероприятия
Возраст Ответственный
Сентябрь
День знаний (1).
4-7 лет
Музыкальные
Урок «ОБЖ» подготовка к действиям
руководители
в условиях ЧС.
Инструктор
Международный день грамотности (8).
По ФИЗО
Неделя безопасности «ПДД» (25-29).
День воспитателя (27).
Октябрь
Урок «ОБЖ» (День гражданской обороны) (4)
3-7
Воспитатели
4-7
Музыкальные
День здоровья.
День пожилого человека (1).
Международный день Животных (4).
День отца в России (16)
Ноябрь
Государственный праздник «День народного
единства», «Дружат дети всей Земли» (4).
руководители,
День матери в России (27).
воспитатели
День Государственного герба России (30)
Праздник Осени
Декабрь
День волонтера (5)
3-7
Воспитатели
День Героев Отечества (9).
Международный День художника (8).
День Конституции Российской Федерации
(12).
Праздник «Новогодняя Елка»
Музыкальные
руководители
Время
Мероприятия
Возраст Ответственный
Всемирный день спасибо.
3 -7 л.
Воспитатели
5-7 л.
Инструктор по
проведения
Январь
Праздник «Русская матрешка»
Февраль
Март
Апрель
Международный день родного языка (21)
День защитника Отечества (23)
физкультуре,
2 февраля – 80 лет со дня победы Вооруженных
сил СССР в Сталинградской битве (1943 год).
музыкальные
13 марта- 135 лет со дня рождения С.Я. Маршака
руководители
4 -7л.
Воспитатели
Международный женский день (8).
Музыкальные
Всероссийская неделя музыки для детей (24-27).
руководители
День космонавтики. Гагаринский урок «Космос –
это мы» (12).
5- 7 л.
Воспитатели
4 – 7л.
Музыкальные
Урок «ОБЖ» (пожарная охрана) (30).
Всемирный день книги (2, 23).
Май
Июнь
Праздник весны и труда(1).
День Победы советского народа в ВОВ (9).
руководители,
Международный день семьи (15).
инструктор по
День славянской письменности и культуры (24).
физкультуре,
Международный день памятников (18).
воспитатели
Международный день защиты детей (1).
3 -7 л.
Воспитатели
День русского языка, Пушкинский день (6)
Музыкальные
День России (12).
руководители
Июль
День семьи, любви и верности (8).
5 – 7 л.
Воспитатели
Август
День физкультурника (22).
3 – 7 л.
Инструктор по
День Государственного флага Российской
Федерации (22).
физкультуре